Одна рабочая неделя
Ремонтировали тут недавно частотник, приехавший от дружественного сервис-мэна 🙂
Нужно было, чтоб в понедельник утром аппарат уже был в строю — в другом городе на объекте, висел на кране, а мы тут его даже проверить толком не могли…
Девайс (весом в 200кг) пришёл с разорванными на куски мощными пластинчатыми керамическими резисторами, которые стоят в цепи плавного заряда конденсаторов. Этих резисторов там 8 штук, а клиент сказал, что успел спалить уже три комплекта и остался только один комплект, который он заботливо передал нам вместе с частотником.
После заряда кондёров, по идее, резюки должны шунтироваться контактором и только после этого девайс может полноценно работать. Если же контактор не сработает вовремя, то при попытке запуска двигателя, ток через резюки пойдёт огромный и можем получить то, что имеем — взорванные резисторы. Разбираем контакторы (их тут два) вычищаем нагар, подправляем напильником форму контактов (варварство,
но другого способа у нас сейчас нет), покупаем низкоомные стоваттные ПЭВки и собираем из них батарею с нужным сопротивлением (ведь оригинальных резюков есть только один комплект, так что рисковать нельзя, а ПЭВки хрен спалишь, а если даже сгорят — можно ещё купить), включаем девайс — кондёры зарядились, контакторы сработали и ПЭВки еле тёплые — хорошо. Но почему-то на выходах частотника, куда должны подключаться тормозные резисторы, присутствует 560V — в одном канале и немного меньше — в другом.
Повторно проводим статический тест (прозвонка всех входов-выходов аппарата без углубления в схему) — норма, по тормозному чопперу утечки нет. Разбираем почти всю силовую проводку, чтобы добраться до тормозных ЛГБТ IGBT, а там их 4 штуки — две группы, по два параллельно в каждой, и в одной группе видим утечку по затвору. Разделяем группу, чтоб прозвонить каждый модуль отдельно — один оказывается дохлый. В процессе переговоров с клиентом выясняется, что именно эту группу модулей он уже менял и после этого девайс проработал несколько часов и бахнул повторно (те самые зарядные резисторы), а потом ещё три раза, ага… Ладно, чувак обещает выслать новые модули, а пока надо проверить всё остальное. Выкидываем дохлый модуль, проверяем лабораторником оставшиеся три, полностью собираем девайс (теперь с тремя тормозными IGBT) для проверки и оказывается, что даже с
рабочими модулями на клеммах подключения тормозных резюков присутствует напряжение — уже не 560V, но почти 500 есть. Догадываюсь, что ключам нужна нагрузка, чтобы закрыться, а иначе они висят в полуоткрытом (нестабильном) состоянии. Нагружаем одни канал цепочкой из лампочек — сработало, напряжение упало, но не сразу, а спустя время и только после срабатывания контакторов. Странно т.к. при нормальном тормозном резюке (а не лампочках, как сейчас) это приведёт к невозможности заряда кондёров через зарядные резюки, зарядные резюки могут сгореть, а может и нет т.к. сработает контактор, но тогда будет сильный бросок тока из-за пустых кондёров, что тоже является неправильным и может привести к сгоранию конденсаторов или выпрямителей. Перекидываем лампы на другой канал — здесь закрытие ключей происходит мгновенно: лампы даже не вспыхивают, да и мультиметр не успевает заметить наличие какого-то напряжения. Разбираем всё взад, вынимаем обе платы драйверов, прозваниваниваем всё, что можно, не выпаивая детали — звонится одинаково на обоих платах. Параллельно идут переговоры с клиентом, у которого под рукой (то есть над головой — на кранах) ещё несколько таких частотников, он офигевает, но лезет на кран и снимает нам несколько видеороликов, где показывает, как ведёт себя рабочий такой же аппарат и там видно, что поведение вроде такое же, но немного другое… И хз, может я перестраховываюсь
сильно и чего-то не понимаю, а может реально что-то не так, но проверить нормально аппарат мы не можем (нет тормозных резюков, движка подходящего и другой обвязки, в число которой входит второй такой же частотник, с которым они работают в паре), а просто заменить модуль и отправить клиенту, надеясь, что всё нормально — дорого выйдет, если что…
В субботу должны прибыть новые модули, так что мы с Виталиком решили выйти на работу на пару часов, поставить модули и отправить девайс т.к. чуваку реально срочно. Добрались на базу в 13 часов, поставили модули, в очередной раз полностью собрали девайс (я сейчас кратко пишу, а на самом деле мы его уже раз 15 собирали-разбирали т.к. каждый эксперимент требует почти полной сборки девайса — очень неудобная конструкция), увидели, что ситуация не изменилась, ещё раз пересмотрели видео с рабочим частотником и решили попробовать подкинуть новую плату драйверов (клиент вместе с модулями прислал новую плату), но сравнение с родными платами выявило много отличий, некоторые из которых не получится быстро устранить, поэтому подкинуть новую плату можно разве что над головой, но никак не к частотнику, но т.к. аппарат уже разобран, решили поменять местами родные две платы драйверов (отличия там есть, но не очень значительные) и это дало результат — поведение каналов поменялось местами: раньше долго закрывался первый прерыватель, а второй — мгновенно, а теперь первый — мгновенно, а на втором ещё долго держится напряжение. Снимаем дохлую плату, быстро сдуваем с неё все SMD транзюки, диоды и другие полупроводники, которые хоть как-то связаны с
управлением чоппером, находим даташиты на каждую деталь, прозваниваем… Есть! Один транзюк, в корпусе sot23, странно звонится. Рядом лежит такой же, с этой же платы, так что есть с чем сравнить. По параметрам, нового из наличия ничего подобрать не удалось, в мёртвых донорах не нашлось тоже… Зато есть новая плата драйверов, которая не подходит, но стОит дохрена денег, так что клиент будет недоволен 🙂 Перепаиваем подходящий транзистор с новой платы, быстро собираем девайс — работает, сцука! Выкидываем батарею из ПЭВок и подключаем оригинальные зарядные резюки, включаем — кондёры заряжаются плавно, но достаточно быстро, контакторы срабатывают быстрее, чем раньше, но судя по форме нарастания напряжения (запоминающий осцилл-мультиметр рулит) на кондёрах — вовремя. Резюки еле тёплые.
По радио сказали, что в Минске 22 часа, значит у нас ещё только 21, но отправить девайс сегодня всё равно уже не успели. Ещё полтора часа Виталик пытался отключить через меню или обмануть проверку температуры двигателя, чтобы проверить частотник на имеющемся движке, но не получилось. Значит отправим без проверки. Всё равно ведь проблема была связана не с двигателем, а с тормозным прерывателем, который — теперь точно видно — работает, так что проблем возникнуть не должно. Если конечно мы ничего не забыли подключить и не сломали, пока ремонтировали… Клиент терроризировал нас весь день (и всю неделю до этого, Виталик уже отбивался от него, как мог) и знает о невозможности полноценной проверки. Надеюсь, всё будет нормально…
UPD: только что позвонили, сказали что частотник проработал немного и опять сгорел. Будем разбираться дальше.
Leave a Reply
Свежие записи
Свежие комментарии
- Очередной интересный сон к записи
- Nissan Leaf — поиск причины возникновения ошибки: B2802-73 к записи
- Nissan Leaf — поиск причины возникновения ошибки: B2802-73 к записи
- Nissan Leaf — поиск причины возникновения ошибки: B2802-73 к записи
- Nissan Leaf — поиск причины возникновения ошибки: B2802-73 к записи