Модель шагающего экскаватора.

Такая вот игрушка жила у меня в мастерской всё прошлое лето.

Эта настольная модель — копия шагающего экскаватора, которые производил завод НКМЗ.

Стоял этот агрегат в музее завода, в здании ДКиТ НКМЗ. Меня его попросили отремонтировать, при чём попросили не сотрудники музея или завода, а сотрудник компании QuartSoft (Марина, привет!), у которой какие-то общие дела с музеем.

Оказалось, что простым ремонтом там не обойтись т.к. какая-либо электроника, способная управлять устройством, там просто отсутствовала. Зато была вполне нормальная механика, целых 7 электродвигателей совмещённых с редукторами (РД-09), фазосдвигающие конденсаторы, несколько концевых выключателей и много проводов:

Было похоже, что когда-то к этому чуду прилагался внешний электронный блок или какой-то пульт — панель с тумблерами и лампочками, за которой должен сидеть оператор. А подключался он вот к этому жгуту:

Примерно 44 провода, если правильно помню.

Т.к. о судьбе внешнего блока хозяевам трактора ничего не известно, решено было разработать всё управление заново и смонтировать его внутри трактора. С изготовлением особых проблем не возникло и места в корпусе на всё хватило, а всё веселье началось уже при отладке…

Оказывается, механика только на первый взгляд выглядела рабочей, а на деле всё было кривое и убитое. При ручном прогоне этого не видно, но при автоматическом многократном повторении одних и тех же действий дефекты вылазили один за другим: то концевик срабатывает через раз, из-за хлипкого крепления; то тросик наматывается на катушку не по канавке, из-за чего потом клинит рычажок, нажимающий концевики, и в результате движки тоже; то шестерня, закреплённая на валу редуктора привода ног начинает пробуксовывать на этом самом валу… А в довершение — валы обоих двигателей, которые должны поворачивать весь экскаватор, оказались «слегка» согнуты, но механизм как-то работал, правда иногда мог наглухо заклинить, когда оба вала поворачивались друг к другу.

А ещё и сроки поджимают, ведь у музея выставка на носу по случаю Дня_Машиностроителя и 85-и летия завода, ради которой, собственно, всё и затевалось!

В какой-то момент стало понятно, что новые проблемы уже не вылазят, а старые все устранены. Всё собрано и тщательно протестировано — пришла пора отдавать заказчику. В назначенное время заказчик приехала вместе с грузчиками на газели, погрузили трактор, бросили меня в багажник взяли меня с собой (должен же был кто-то показать в музее, как оно работает)… Приехали на место без происшествий, трактор подняли на третий этаж, поставили на родную тумбочку из фанеры, с мягкой обивкой, включили — вроде работает: ковш двигается, корпус поворачивается, фары горят… Вот только при попытке сделать шаг ноги трактора прогнули поверхность тумбочки, а поскольку амплитуда движения ног там небольшая, то трактор пузом упёрся в непрогнутую часть поверхности и застрял. Произошло это уже после того, как я порекомендовал заведующей музея соорудить для трактора какой-нибудь твёрдый стол или хотяб положить твёрдую плиту на имеющуюся тумбочку, но, несмотря на это, первая мысль у меня тогда была страшная — ослаб фиксатор шестерёнки на валу редуктора привода ног, который я изготовил! Пару минут я судорожно искал какой-нибудь предмет, который бы сошёл за отвёртку, чтоб снять крышку и подтянуть долбанный фиксатор и только поняв, что ничего подходящего поблизости нет — обратил внимание на прогиб тумбочки.

Уже после мероприятий заходил как-то в музей, оказалось, они стол делать не стали, а просто переставили шагающий экскаватор на постамент другого экспоната — тоже какого-то экскаватора — там ничего не прогибается и трактор шагает без проблем.

Кому интересно вживую посмотреть на этот и другие экспонаты — сделать это можно в г.Краматорск, в ДКиТ НКМЗ.

А это видео от QuartSoft, снятое в самом музее:

Воскресенье, Март 8th, 2020 Машиностроение, Ремонт